Помимо игрищ с огнем и купания в воде, которые происходили ночью и на рассвете, в сам день на Ивана Купала также существовало немало традиций.

Обрядовые песни и свадебные традиции

В этот день было принято назначать суженых и проводить брачные обряды. Кроме того, к домам потенциальных женихов могли прокладывать целые борозды, чтобы его родственники не тянули со сватовством.

Вплоть до Солнцеворота продолжали петь веснянки – обрядовые песни о встрече и приходе весны. После купала эти песни сменялись на летние обрядовые.

Также до Купала нельзя было есть вишню, а женщинам вообще запрещались любые ягоды, так как считалось, что нарушив запрет, они могли потерять ребенка. 

В день Купала подвергались осмеянию все те, кто совершал аморальные поступки в течение всего года. Осмеяние и осуждение происходило публично в песенной форме. 

До наших дней сохранилось немало подобных песен и частушек, где высмеивались пороки и аморальные поступки жителей поселения.

Песни, исполняемые на Купала, несли исключительно обрядовый характер, и в другое время их исполнять было нельзя. 

Множество песен носило любовный характер, так как Купала – это романтический языческий праздник, на котором молодые девушки и парни могли найти себе пару.

Купальское деревце и девичий венок

Существовал обычай наряжать цветами и венками тонкое деревце, которое символизировало купайлу. Деревце должно быть тонким, молодым, его ассоциировали с девушкой. Это могла быть вишня, березка или верба. Вокруг купайла водили хороводы, пели песни, а на рассвете деревце ритуально сжигали на костре или топили в реке. 

Самые известные обряды на Купала связаны с венками. Венок – это символ девичества, а потому все незамужние девушки обряжались в венки, веря в то, что таким образом они напитаются волшебной силой купальской травы, которая поможет им быстрее выйти замуж.

Разные травы в венке имели свой собственный смысл и магическую суть. Некоторые из них дарили красоту, некоторые – здоровье, некоторые – взаимную любовь и т.д.

На венках гадали: девушки опускали их в реку и следили, чей венок куда поплывет. Если прямо – то вскоре девушка выйдет замуж, если прибьется к берегу – то сидеть ей еще год с родителями, а если утонет – то это считалось самым несчастливым знаком.

Венком сплеталось так много, что на них гадали всем селом. Сначала складывали все венки в одном месте, а затем подводили к ним девушку с завязанными глазами, которая наугад вытаскивала венок и раздавала окружающим девушкам. Гадальщицей могла быть только самая красивая девушка на селе, ее украшали цветами и травами. Кому какой венок достанется, такая и судьба будет. Если венок свежий – то муж будет красивый и богатый, если венок сухой – то это предсказание сулило бедность и несчастье. 

Купальские венки редко сохраняли. Чаще всего их пускали по реке или сжигали в огне.


Купальские волшебные травы 

Травы на Купала обретали особенную силу и мощь. Если лечебные травы собирают дети и старики, то они имели большую силу. Это было связано с тем, что эти категории людей считались самыми чистыми, ведь у них нет половой жизни и месячных кровотечений.

Большинство трав собиралось на рассвете по росе, но были и такие, которые нужно было искать в полдень или во второй половине дня. Купальские травы были универсальным оберегом для людей, скота и дома. 

Самые известные травы на Купала – папоротник и Иван-да-Марья. С папоротником связано поверье, что тот, кто отыщет его цветок, станет неуязвимым для нечистой силы и получит особое видение: научиться понимать язык животных и птиц, ему откроются все сокровища мира.

Цветок Иван-да-Марья олицетворял собой союз огня и воды. В романтической легенде об Иване-да-Марье говорится о том, как брат с сестрой полюбили друг друга не родственной любовью, вследствие чего и превратились в удивительный цветок.

Существовало немало поверий, связанных с травами. Наши предки верили, что некоторые травы, например, полынь и крапива способны защитить от нечисти – русалок и ведьм. Поэтому на Купала было заведено рвать и сушить траву, чтобы обзавестись оберегами и целебной травой на год вперед.